Программа «Подготовка к школе»

С 2016 года я веду занятия на курсе «Подготовка к школе» 

Пояснительная записка

 к программе курса «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

 

Дополнительная общеобразовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.

Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основной целью обучения по данной модифицированной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием — звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Задачи курса:

  1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
  3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  6. Развития грамматического строя речи.
  7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

Содержание программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 64 занятия за год.

Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

 

Тематический план

обучения по курсу «По дороге к Азбуке»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Наименование разделов, тем Количество часов
Лексическая и грамматическая работа 10
Развитие связной речи 13
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха 30
Обучение звуко-слоговому анализу 20
Итого: 73

 

 

Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»

 (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

  1. Лексическая и грамматическая работа (10 часов):

—  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

— употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие связной речи (14 часов):

— ответы на вопросы, участие в диалоге;

— подробный пересказ текста по зрительной опоре;

— составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (25 часов):

— знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

— знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

— «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу (15 часов):

— звуковой анализ состава слогов и слов;

— дифференциация понятий «звук» и «буква»;

— соотнесение букв и звуков.

 

В результате работы по программе курса дети должны:

— конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

— отвечать на вопросы педагога;

— подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

— выделять звук в начале слова;

— различать звуки и буквы;

— узнавать и называть буквы русского алфавита;

— соединять звуки в слоги.

 

    Список литературы:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 (7) лет (ч. 3, 4).

 

 

Пояснительная записка

 к программе курса «По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

 

Программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки.

Основной целью обучения по данной модифицированной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка.

Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Основными задачами курса являются:

  1. Развитие мелкой моторики руки.
  2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
  3. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  6. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  7. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 64 занятия за год.

Реализация содержания модифицированной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2). Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).

 

 

Тематический план

обучения по курсу «По дороге к Азбуке»

(подготовка к обучению письму)

Наименование разделов, тем Количество часов
Лексическая и грамматическая работа 5
Развитие связной речи 4
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха 10
Обучение звуко-слоговому анализу 5
Работа по развитию мелкой моторики руки 40
Итого: 64

 

 

Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»

 (подготовка к обучению письму)

  1. Лексическая и грамматическая работа (5 часов):

—  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

— употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие связной речи (4 часов):

— ответы на вопросы, участие в диалоге;

— подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (10 часов):

— знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

— «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу (5 часов):

— звуковой анализ состава слогов и слов;

— дифференциация понятий «звук» и «буква»;

— соотнесение букв и звуков.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (40 часов) — штриховка, обведение по контуру.

 

В результате работы по программе курса дети должны:

— конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

— отвечать на вопросы педагога;

— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

— выделять звук в начале слова;

— различать звуки и буквы;

— узнавать и называть буквы русского алфавита;

— соединять звуки в слоги.

 

    Список литературы:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2).

 

Календарно-тематическое планирование курса

«По дороге к Азбуке»

 (подготовка к обучению письму)

 

п/п

Тема занятия Кол.

часов

Дата
Планируемая Фактическая
1 Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква».      
2 Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму.      
3 Звук [А], буква А. Штриховка.      
4 Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру.      
5 Звуки А, О. Закрепление. Штриховка.      
6 Звук [Э], буква Э. Штриховка.      
7 Звук [И], буква И.  Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.      
8 Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров.      
9 Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков.      
10      
11 Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук.      
12 Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова.      
13 Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки.      
14 Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М’].      
15 Звуки [Н], [Н’]. Буква Н. Штриховка в разных направлениях.      
16 Буквы Н, М. Употребление новых слов в речи.      
17 Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.      
18 Звук [П’]. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог.      
19      
20 Звуки [Т], [Т’]. Буква Т. Обведение по контуру.      
21 Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М.      
22 Звуки [К], [К’]. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях.      
23 Слоги с буквами К, Т. Обведение по контуру.      
24 Звуки [Х], [Х’]. Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог.      
25      
26 Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов.      
27      
28 Звуки [К] — [Х], [К’] — [Х’]. Слоги с буквами К, Х, звуковой анализ.      
29 Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.      
30 Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений.      
31 Звук [Й’]. Буквы Й и И. Штриховка в разных направлениях.      
32 Звук [Й’О]. Буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров.      
33 Звук [Й’У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки.      
34 Звук [Й’А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений.      
35 Звук [Й’Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров.      
36 Звуки [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я.      
37 Повторение дружных звуков.      
38 Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.      
39 Звук [Л’]. Буквы Л, Й. Упражнение для развития мелкой моторики руки.      
40 Звуки [Л] — [Й’]. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ.      
41 Звуки [В], [В’]. Буква В. Штриховка в разных направлениях.      
42 Звонкие и глухие согласные звуки [В] — [Ф], [В’] — [Ф’]. Буквы В, Ф.      
43 Звук [Ч’]. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка.      
44 Звук [Щ’]. Буква Щ. Обведение по контуру.      
45 Звуки [Ч’] -[Щ’]. Звуковой анализ состава слогов и слов.      
46 Звуки [Б], [Б’]. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров.      
47 Звуки [Б] — [П], [Б’] — [П’]. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки.      
48 Звуки [Д], [Д’]. Буква Д. Штриховка в разных направлениях.      
49 Звуки [Д] — [Т], [Д’] — [Т’]. Буквы Д, Т.      
50 Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки.      
51 Звук [С’]. Буквы С, Э, О. Обогащение словарного запаса детей.      
52 Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях.      
53 Звуки [Ц] — [С] — [Ч’]. Буквы Ч, Щ, С. Развитие мелкой моторики руки.      
54 Звуки [Г], [Г’]. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров.      
55 Звуки [Г] — [К], [Г’] — [К’]. Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки.      
56 Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных направлениях.      
57 Звук [З’]. Звуковой анализ состава слогов и слов с изученными буквами.      
58 Свистящие согласные звуки [З] — [С], [З’] — [С’]. Буквы З, С, В.      
59 Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений.      
60 Звуки [Ш] — [С] — [Щ’]. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру.      
61 Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки.      
62 Шипящие согласные звуки [Ж] — [З] — [Ш].Буквы Ж, Ш, З. Диалог.      
63 Звуки [Р], [Р’]. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки.      
64 Буквы Р, Я. Упражнение для развития мелкой моторики руки.      
     
65 Звуки [Р] — [Л], [Р’] — [Л’]. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания.      
66 Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров.      
     
67 Срисовывание полуовалов, волнистых линий. Воспроизведение рисунков, узоров по па69мяти.      
     
69 Штриховка в разных направлениях.      
     
70 Штриховка в разных направлениях. Развитие мелкой моторики.      
71 Чистописание      
72 Страна Азбука (обобщающее занятие).      
73 Итоговый тест      

 

Пояснительная записка к  программе

курса «Раз – ступенька, два — ступенька…»

(развитие математических представлений)

 

Программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Содержание используемой государственной программы курса развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 2 года обучения. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан и сокращен до 1-го года подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 64 занятия за год.

Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Реализация содержания настоящей программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2),  ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

 

Тематический план

обучения по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»

Наименование разделов, тем Количество часов
Общие понятия 20
Числа и операции над ними 15
Пространственно-временные представления 10
Геометрические фигуры и величины 19
Итого: 64

 

Содержание программы курса

«Раз – ступенька, два — ступенька…»»

(развитие математических представлений)

Общие понятия (20 часов)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… — меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок.      Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними (15 часов)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно – временные представления (10 часов)

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины (19 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

 

К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

— об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

— об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

— о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

— о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

— о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

— части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

— для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

— состав чисел первого десятка;

— знаки >, <,  = для записи сравнения;

— знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

— общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

— выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

— объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

— находить части целого и целое по известным частям;

— считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

— сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

— соотносить цифру с количеством предметов;

— выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

— продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

— выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

— непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;

— практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);

— по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.иперераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

«Раз – ступенька, два — ступенька…»»

(развитие математических представлений)

 

п/п

Тема занятия Кол.

часов

Дата
Планируемая Фактическая
1 Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.      
2 Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.      
3 Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком.      
4 Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы.      
5 Совокупности предметов.  Объединение предметов в группы по общему свойству.      
6 Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.      
7 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).      
8

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… — меньше на…).

     
9 Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.      
10 Пространственные отношения: на, над, под.      
11 Пространственные отношения: справа.      
12 Пространственные отношения: слева.      
13 Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.      
14 Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.      
15 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.      
16 Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.      
17 Пространственные отношения: внутри, снаружи.      
18 Число 2 и цифра 2. Пара.      
19 Формирование представлений о точке и линии.      
20 Представления об отрезке, прямой, луче.      
21 Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы.      
22 Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях.      
23 Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике.      
24 Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе.      
25 Формирование представлений об углах и видах углов.      
26 Натуральное число как результат счета и измерения. Составление закономерностей.      
27 Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности.      
28 Пространственные отношения: впереди, сзади.      
29 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.      
30 Обозначение отношений: больше – меньше.      
31 Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году.      
32 Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д.      
33 Ориентировка в пространстве с помощью плана.      
34 Представление о числовом луче. Числовой отрезок.      
35 Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.      
36 Число 6 и цифра 6. Выявление математических представлений детей.      
37 Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже; толще, тоньше.      
38 Сравнение предметов по длине (непосредственное).      
39 Сравнение предметов по длине (опосредованное с помощью мерки).      
40 Зависимость результата сравнения от величины мерки. Установление необходимости выбора единой мерки для сравнения величин.      
41 Число 7 и цифра 7. Порядковый  и ритмичный счет.      
42 Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.      
43 Число 7 и цифра 7. Составление фигур из частей и деление фигур на части.      
44 Начальные представления о величинах. Отношения: тяжелее, легче.      
45 Сравнение предметов по массе (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).      
46 Зависимость результата сравнения от величины мерки.      
47 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел точками на отрезке прямой.      
48 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами.      
49 Число 8 и цифра 8. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы.      
50 Представление об объеме (вместимости). Сравнение предметов по объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).      
51 Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.      
52 Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание.      
53 Число 9 и цифра 9. Прямой и обратный счет в пределах 10.      
54 Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка.      
55 Начальное представление о площади. Сравнение предметов по площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).      
56 Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка – маленькая клетка).      
57 Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0.      
58 Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка.      
59 Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.      
60 Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек.      
61 Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.      
62 Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.      
63 Работа с таблицами. Знакомство с символами.      
64 Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.      

 

 

 

 

Пояснительная записка

 к программе курса «Здравствуй, мир!»

 (ознакомление с окружающим миром)

 

Образовательная программа «Здравствуй, мир!» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы ознакомления с окружающим миром «Здравствуй, мир!», предлагаемой А.А. Вахрушевым и Е.Е. Кочемасовой для дошкольной подготовки.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Задачи воспитания и развития, стоящие перед педагогом, работающим по программе курса:

  1. Помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни.
  2. Раскрыть сущностные особенности предметов; обогатить знания о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.
  3. Способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности.
  4. Развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.
  5. Стимулировать потребность в расширении круга общения с другими людьми; помочь осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах.

Широкий кругозор, развитие познавательной и речевой активности, доброжелательное отношение к окружающим людям, осознание своего Я в системе человеческих отношений являются показателями полноценного развития ребенка.

Программа курса дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир, отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Содержание используемой программы курса ознакомления с окружающим миром «Здравствуй, мир!» рассчитано на 1 год обучения, 1 занятие в неделю. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан, количество часов на прохождение программного материала увеличено до 64 подготовительных занятий, особое внимание уделяется формированию у детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Названия тем и разделов государственной программы не изменены.

Модифицированная программа курса ознакомления с окружающим миром «Здравствуй, мир!» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 64 занятия за год.

Реализация содержания настоящей модифицированной программы ознакомления с окружающим миром и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов А.А. Вахрушева и Е.Е. Кочемасовой «Здравствуй, мир!» (ч. 2),  ориентированного на развитие мышления, интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, творческих способностей и познавательной активности детей.

 

Тематический план

обучения по курсу «Здравствуй, мир!»

Наименование разделов, тем Количество часов
Подготовка к путешествию 26
Путешествие на север 5
Путешествие в леса 6
На каникулы – в Москву 3
В гости – к мастерам 6
Путешествие на юг 4
Возвращаемся домой 2
Путешествие в дальние страны 12
Итого: 64

 

Содержание программы «Здравствуй, мир!»

(ознакомление с окружающим миром)

Подготовка к путешествию (26 часов)

Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спастись от огня. Наши помощники – службы помощи.

Поликлиника. Врач и больной. Регистратура. Профессии врачей (терапевт, стоматолог, хирург, окулист и др.). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.

Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.

Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.

Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка.

Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.

Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.

Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Путешествие на север (5 часов)

Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.

Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.

Путешествие в леса (6 часов)

Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир в тайге. Дары леса (орехи, грибы). Лес – наше богатство.

Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.

Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.

На каникулы – в Москву (3 часа)

На каникулы – в Москву. Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.

Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.

В гости – к мастерам (6 часов)

Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.

Золотая Хохлома.

В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.

История русского костюма. Как одевались раньше и теперь.

Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек.

Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.

Путешествие на юг. (4 часа)

Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи.

Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.

Возвращаемся домой. (2 часа)

Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).

Путешествие в дальние страны. (12 часов)

Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.

Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).

Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).

Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

 

К концу года обучающиеся  должны знать:

— элементарные правила поведения в городе и природе;

— о правилах личной безопасности;

— о службах помощи;

— свой адрес, название страны, города;

— родственные отношения;

— о сезонных изменениях в природе;

— об условиях, необходимых для роста растений;

— основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;

— зимующих птиц.

Должны иметь представление:

— о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);

— о строении своего тела;

— о погоде в разных частях света в разное время года;

— о растительном и животном мире разных частей света;

— об образе жизни людей в других странах;

— о народных промыслах;

— о трех состояниях вещества на примере воды.

Должны уметь:

— устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

— различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

— пользоваться календарем погоды;

— ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;

— соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  2. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2).
  3. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир!: Методические рекомендации.

 

Календарно-тематическое планирование курса

«Здравствуй, мир!»

 (ознакомление с окружающим миром, развитие речи)

 

п/п

Тема занятия Кол.

часов

Дата
Планируемая Фактическая
1 Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье.  

 
2 Прием гостей. Приготовление праздничного стола.      
3 Правила хорошего тона. Угощение.      
4 Вредные и ядовитые вещества в нашем доме.      
5 Огонь – друг, огонь – враг. Как спастись от огня.      
6 Наши помощники – службы помощи.      
7 Поликлиника. Врач и больной. Регистратура.      
8

Профессии врачей (терапевт, стоматолог, хирург, кожник, окулист и др.).

     
9 Строение тела человека.      
10 Физкультура, спорт и здоровье.      
11 Закаливание организма. Если кто-то заболел.      
12 Магазин. Продавец и покупатель.      
13 Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.      
14 Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке.      
15 Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.      
16 Почта. Работники почты. Правила поведения на почте.      
17 Адрес. Как написать письмо и телеграмму.

Газеты и журналы и их доставка.

     
18 Знакомство со своим районом. Правила поведения на улице.      
19 Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки.      
20 Осень– время года. Признаки зимы.      
21 Подготовка растений и животных к зиме.      
22 Оседлые и перелетные птицы.      
23 Транспорт.Выбор средств передвижения.

Правила поведения в транспорте.

     
24 Водный, наземный и воздушный транспорт.      
25 Автомобильный и железнодорожный транспорт.      
26 Сказочный транспорт.      
27 Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед.      
28 Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени).      
29 Сравнение погоды северных и наших широт.

Календарь погоды.

     
30 Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир.      
31 Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.      
32 Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир в тайге.      
33 Дары леса (орехи, грибы). Лес – наше богатство.      
34 Смешанный и лиственный лес. Погода.      
35 Растительный и животный мир. Дары леса.

Лес – наше богатство.

     
36 Зима – время года. Признаки зимы.      
37 Звери и птицы зимой.      
38 На каникулы – в Москву. Москва – столица России. Герб и флаг России.      
39 История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.      
40 Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.      
41 Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.      
42 Золотая Хохлома.      
43 В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.      
44 История русского костюма. Как одевались раньше и теперь.      
45 Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек.      
46 Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.      
47 Степи. Погода. Растительный и животный мир.      
48 Весна в степи.      
49 Труд людей в степных районах.      
50 Степь – житница страны. Как родится хлеб.      
51 Возвращаемся домой.      
52 Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).      
53 Путешествие в дальние страны.      
54 Африка. Пустыня. Тропический лес.      
55 Погода в Африке. Растения и животные Африки.      
56 Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.      
57 Америка. Индейцы – коренные жители Америки.      
58 Родина картофеля, томатов, кукурузы.      
59 Австралия.      
60 Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).      
61 Антарктида. Лед. Погода.      
62 Животный мир Антарктиды (пингвины).      
63 Зоопарк.      
64 Обитатели разных стран в зоопарке.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт Анжелики Новиковой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: