Тема : « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Цель : Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи достижения поставленной цели:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
- Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.( Приложение № 1)
Стратегия работы :
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
Форма отчётности:
- Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Провести анкетирование родителей.
- Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— индивидуальная работа с детьми;
— свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно — образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы
СЕНТЯБРЬ | |||
Наблюдения за детьми, диагностика | Будут пальчики дружить | ||
1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( контуры предметов нарисованы на бумаге)
«Найди и положи рядом такой же» — разложить геометрические фигуры по цвету и форме 3.»Клубочки для котят» — рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа 4. Пальчиковая гимнастика » Шарик» |
1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.
2. Упражнение с массажными мячиками «Орех» 3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа 4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра «Собери цветочек» 5. Игры с мозаикой |
||
ОКТЯБРЬ | |||
Овощи и фрукты | Птицы осенью | ||
1. «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина
2.»Сложи картинку» из 4 частей 3.»Строим забор» выкладывание из счетных палочек по образцу 4. «Чудесный мешочек» — определение овощей и фруктов на ощупь 5.»Сушка овощей» — двойные трафареты развесить веревке |
1. «Яблоки на тарелке» аппликация из шариков из салфеток
2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов 3. «Найди вторую половинку» — разрезные картинки 4. Упражнения с массажными мячиками » Прокати по ладошке» 6. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» |
1.»Посмотри, кто спрятался в комочке» — разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц
2. Рисование пальчиками «Птицы» — силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов 3.Упражнения в сухом бассейне «Найди птичку» 4. «Разрезные картинки» — сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) |
1. «Птичьи следы на песке» рисуем пальчиками по песку (или манке)
2.»Крылышки для птички» упражнение с прищепками ( силуэт птички, крылья из прищепок) 3. Заготовка корма для птиц — рассортировать фасоль и горох |
НОЯБРЬ | |||
Труд людей в природе | Одежда и обувь | ||
1.»Собери инструменты» — из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) 2. «Нарисуй на песке лопату, молоток» 3.»Определи на ощупь» инструменты из наждачной бумаги 4. Пальчиковая игра «Строим стенку» |
1. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. 2.»Разложи по своим местам» — в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток 3. Работа с тактильной дощечкой из спичек |
1.»Что это» -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви 2.»Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнию 3.»Помоги развесить одежу» — для сушки на веревку и прикрепить прищепками 4. Рисование горошков на платье
|
1.Разложи пуговицы по цвету 2. Работа со шнуровками 3. «Найди пару» на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы 4.пальчиковая игра «Ладошки» |
ДЕКАБРЬ | |||
Город | Транспорт | Дикие животные зимой | Зима, зимний лес |
1. Строим дом из кубиков 2.Выкладывание дома из геометрических фигур 3.»Кто в домике живет» найти фигурку в сухом бассейне 4. Упражнение с массажным мячиком «Иголки» |
1.»Что у кого» — раскатывание скомканных комочков 2.»Грузим камушки в грузовик» камушки рассыпаны по ковру 3.»Проехала машина» — рисуем на песке слад от машины 4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя |
1.»Волшебный мешочек» -определить на ощупь резиновых животных 2. Работа с тактильными дощечками 3.»Новогодний подарок для белочки» Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь |
1.»Снегопад в лесу» — на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты 2.»Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера 3.»Снежная баба» -лепка из пластилина
|
ЯНВАРЬ | |||
Дикие животные и их детеныши | Птицы зимой | ||
1.»Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш 2.»ЁЖ и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек 3.»Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха 4. Упражнение «Ёжик» с массажными мячиками |
1.»Собери семью» наложи трафарет на контур 2.»Кто пришел» рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем 3.»Чтобы мишке было теплее» нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку 4. Пальчиковая гимнастика «Пчелы» |
1.»Ворона или воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги 2. работа с тактильными дощечками 3.»Угощение для птиц» — сортировка семян 4.»Кто спрятался под листочком» определить предмет под зеленой тканью |
|
ФЕВРАЛЬ | |||
Семья | Профессии | ||
1. Пальчиковая игра «Моя семья» 2.»Кто это» собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу 3. «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок 4.»Что купила мама» — поиск овощей и фруктов в сухом бассейне
|
1.»Поможем бабушке развязать узелки на веревке 2.»Поможем сестричке застегнуть пуговицы» 3. «Научим дочку шнуровать ботинки» 4. «Для кого подарок» — волшебный мешочек 5. Самомассаж ладоней |
1. «Построим бом из кубиков» 2. «Рельсы для поезда» рисование прямых линий 3. «Оторви чек» отрывание кусочков от полоски бумаги 4. «Помоги повару разложить фасоль по цвету» |
1. Пальчиковая игра «Мы капусту режем» 2.»Витаминный завод» лепим витамины из пластилина 3.»Собери машину» из геометрических фигур 4.»Разрезные картинки из 4 частей» |
МАРТ | |||
Праздник мам | Начало весны | Игрушки | |
1. Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток) 2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя |
1.»Следы от капели» рисуем точки на манке 2.»Солнце светит ярко» лучики из прищепок на желтом круге 3.»Аппликация «Цветы» цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу. 4.Пальчиковая гимнастика «Дождик» |
1.Собери пирамидку 2.»Мячи для котят» лепка из пластилина 3.»Что спряталось в комочке» разглаживание бумажных комочков с контурами животных 4.»Матрешки разбежались» собрать матрешки одна в одну |
1. Штриховка и обводка по контуру игрушек 2. Пальчиковый театр «Репка» 3. «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь 4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы |
АПРЕЛЬ | |||
Одежда | Дикие и домашние животные | Птицы весной | Растительный мир |
1.»Недошитое платье» пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали» 2. «Рисунок на платье» на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток 3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний 4. «Сушка белья» пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку
|
1.»Собери картинку из 4 частей» 2.»Нарви молодой травки для кролика» нарвать плоски зеленой бумаги» 3. «Кто где живет» выкладывание домика из счетных палочек 4. Упражнение с массажными мячиками «Ласковый еж» |
1.»Червячки для грачей» лепка из пластилина
2.»Поможем птицам» выкладывание гнезда комочками выты 3. «Напоим птиц» работа с водой и пипеткой 4. Пальчиковая гимнастика «Червячки» |
1.»Каждому листочку свое место» закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки 2. «Красивый одуванчик» втыкание спичек в пластилиновый комочек 3.Коллективная работа «Весенний луг» скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину 4. Пальчиковые игры, разученные раннее
|
МАЙ | |||
Труд весной на даче | Мы подросли и повзрослели | ||
1″Посадка фасоли» дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена 2.»Закрути бутылочки» 3. «Кто больше соберет фасоли» сбор фасоли, рассыпанной на столе 4.»Едем на дачу» собрать грузовик из геометрических фигур |
1. Упражнение с мячиками » Крепкий орех» 2.»Строим дачный дом» из конструктора 3.»Дорожка» выкладывание геометрических фигур на ковре 4. «Рисуем пуговицы» выкладывание картинок из пуговиц |
1.Пальчиковый театр «Колобок» 2. Игры и упражнения, изученные ранее 3.Шнуровки, липучки 4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками 5. Заключительное наблюдение за детьми |
Приложение № 1
Пальчиковые игры для малышей — развитие мелкой моторики
ОЧКИ
Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. |
||
ФЛАЖОК
Я в руке — флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. |
||
ЛОДКА
Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). ПАРОХОД Пароход плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. |
||
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье — Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. |
||
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. |
||
СТОЛ
У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. |
||
ГРАБЛИ
Листья падают в саду, Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. |
||
СКВОРЕЧНИК
Скворец в скворечнике живет Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
|