Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из факторов успешности обучения является хорошо развитая мелкая моторика рук и зрительно — моторная координация. И именно вопрос развития мелкой моторики на сегодняшний день стоит довольно остро, что неоднократно подчеркивается педагогами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Я столкнулась с этой проблемой в 2016 году, когда начала вести курс «Подготовка к школе» дети не умеют правильно держать карандаш, испытывают трудности в штриховке, не могут обвести узор, повторить по образцу. Помимо проблемы развития мелкой моторики сопутствовали еще такие трудности как:
- Маленький словарный запас
- Неверное построение фраз
- Логопедические дефекты
А так как речь напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики, в своей работе я решила уделить этому особое внимание, с самого раннего возраста. А именно через театрализованную деятельность, так как в дошкольном возрасте дети принимают активное участие: обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация и движения кисти руки, ловкость и координация пальцев.
На основании выше изложенного я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику рук детей через театрализованную деятельность.
Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
- Создать в группе насыщенную развивающую среду по театрализованной деятельности
- Организовать работу с детьми направленную на развитие координации, точности движения пальцев рук в театрализованной деятельности
- Развивать у детей навыки кукловождения , использования разных видов театра в совместных и самостоятельных видах деятельности
- Активизировать участие родителей в воспитательно образовательном процессе.
Изучив литературу по данной теме, я разработала для себя план для решения данных задач.
Для организации среды я начала создавать разнообразные виды настольных театров. Сначала с применением бросового материала (баночек от йогурта, капсул от киндера), прищепок, цветных картинок и т.д.
Когда дети познакомились с настольным театром и интерес детей возрос, появилась необходимость в создании все новых и новых видов театра. Здесь я уже использовала более сложный материал: фетр, фоамиран, ткань, элементы декора, полимерная глина и многие другие.
В итоге я создала насыщенную предметно развивающую среду, в которую входит: разнообразные виды кукольного театра, ширмы, экран для теневого театра, фланелеграф, шапочки маски, атрибуты для театрализации.
Для реализации второй задачи в свое планирование ежедневно включаю такие виды деятельности как обычная ходьба, ходьба с препятствиями (перешагивание бордюров, песочницы и т. д), наклоны и приседания (например, за игрушками), повышаю сложность путем ходьбы по скамейки и бордюров, (только под присмотром педагога). С возрастом детей уровень сложности повышается. Так же ежедневно провожу пальчиковую гимнастику это помогает разогреть руки малыша, для работы с театральной атрибутикой, настроить его на взаимодействие со взрослым. Что бы повышать интерес детей к пальчиковой гимнастики я подобрала и оформила картотеку интересных вариантов пальчиковых игр. Мы познакомились с игровым самомассажем, который используем как отдельные пятиминутные занятия ежедневно или в виде динамической паузы в НОД.
3 задача
В ходе совместной деятельности мотивирую детей заниматься театрализованной деятельностью, выступать перед сверстниками для этого показываю, различны театрализованные постановки из уже полюбившихся детских произведений. Знакомлю детей с разными театральными куклами.
Постепенно дети стали самостоятельно играть разными видами театра, которые находились в группе. При знакомстве с кукольным театром осваивали новые приемы кукловождения , в процессе такой деятельности развивается координация, согласованность движений пальцев рук, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Дети получают положительные эмоции, учатся поддерживать диалог со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, анализировать и рассуждать, использовать полученные знания в повседневной жизни, на занятиях, развлечениях.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в детском саду. Без участия родителей сложнее решать все задачи воспитания и обучения. Поэтому одним из важных направлений моей педагогической деятельности является работа с родителями
Для того, что бы родители осознали и активно участвовали в жизни группы, я провожу консультации, индивидуальные беседы, организовываю выставки дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики, родительские собрания по данной теме, изготавливаю папки – передвижки. Проводим совместные праздники и развлечения. В ноябре в группе провели конкурс «Детский театр своими руками». Родители приняли активное участие в конкурсе.
Кроме того, выступаю на советах педагогов с консультациями по темам:
«Расскажи стихи руками», «Развиваем руки — чтобы красиво писать и красиво рисовать»и т.д. Размещаю информацию на персональном сайте воспитателя.
Работая над развитием мелкой моторики, через театральную деятельность я могу сказать, что дети показывают положительную динамику в развитии мелкой моторики рук. Помимо этого у них появилась возможность проявить свой талант. Так же у них начинают формироваться художественные навыки, они стали более артистичны, у них пополняется словарный запас, они активно используют новые слова в своей речи. Продолжаю развитие в данном направлении, в ближайшее время планирую пополнить ППРС такими видами театра (перчаточный, платочный, куклами марионетками и другими).
Хочется сказать что, работа с детьми по развитию мелкой моторики является лишь частью большой и интересной практической деятельности.