Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки детской речи?
Формирование правильного произношения звуков в словах и фразах зависит от уточнения и закрепления их произношения в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях.
Начинать работу следует с освоения простых звуков, которые дети уже умеют произносить чисто, так как наряду с развитием артикуляции будет происходить подготовка к усвоению более сложных звуков. Далее идет закрепление произношения звуков в словах – при этом надо обращать внимание на то, чтобы ребенок приучался говорить их четко и внятно.
Звук «А»
— Вспомните с ребенком сказку «Курочка Ряба» и предложите ребенку показать, как плакали дедка и бабка («А-а-а»).
— Покажите малышу картинку с изображением гуся, и попросите его изобразить, как «говорит» гусь («Га-га»), потом покажите изображение лягушки, пусть малыш покажет вам, как она квакает («Ква-ква»). Чередуйте показываемые картинки.
Звук «У»
— Расставьте с ребенком руки в стороны, изображая самолеты. Покачайте «крыльями», издавая гудящий звук самолета: «У-у-у-у-у».
— Покажите ребенку три игрушки (или картинки): корову, сову и кукушку. Попросите озвучить этих животных.
Звук «И»
— Вы с ребенком лошадки. «Поскачите» по комнате, издавая звук «И-и-и, И-и-и, И-и-и».
— Теперь поиграйте в осликов. Пусть малыш изобразит, как «говорит» ослик («Иа-иа»).
— Покажите ребенку изображения цыпленка и мышонка и предложите изобразить их голоса («Пи-пи-пи»).
Звук «О»
— Покажите ребенку куклу с перевязанной щекой и скажите, что у неё болят зубки: «О-О-О». Попросите малыша повторить звук.
— Спросите ребенка, как «говорит» курочка. Изобразите с ребенком курочек (хлопайте «крыльями», ходите по комнате), произнося: «Ко-ко-ко».
Звук «Ы»
— Изображаем рассерженных львов: «Ы-ы-ы».
— Изображаем ладонью с оттопыренным вверх большим пальцем – пароход. Пароход плывет по реке: «Ы-ы-ы» (двигаем рукой оп столу).
Звук «Э»
— Предложите малышу беззвучно посмеяться: «Э-Э-Э».
— Вместе с малышом спойте песенку эха: «Э-э-э, э-э-э, э-э-э, э-э-э».
— Вы показываете ребенку то изображение козочки, то овечки, а ребенок озвучивает: «Мэ-э-э» или «Бэ-э-э».
Звуки «М» и «М’».
— Вы будете коровой, а ребенок – котенком. Вы должны поговорить друг с другом на языке ваших животных. Вы говорите: «Му», — ребенок вам отвечает: «Мяу», — и т.д. Потом поменяйтесь ролями и возобновите «диалог».
Звуки «Н» и «Н’»
— Вы с ребенком делаете вид, что скачете на лошадке и покрикиваете: «Но, но».
Звуки «П» и «П’»
— Расскажите ребенку сказку, и пусть он повторяет за вами выделенные слова. «Курочка решила испечь пирожки. Она замесила тесто и поставила его подниматься. Как пыхтит тесто? «Пых – пых». Тут прибежали цыплята и стали просить пить. Как цыплята просят пить? «Пи-пи». А пока курочка наливала цыплятам воды – тесто и убежало.
— Предложите ребенку спеть песенку цыплят: «Пи-пи-пи».
Звуки «Б» и «Б’»
— Хлопаем губами и поём: «Ба-ба-ба, бо-бо-бо».
— Делайте с малышом вид, будто вы ездите на машинах. И когда вам будет грозить опасность врезаться, бибикайте друг другу: «Би-би».
Звуки «Т» и «Т’»
— Скажите: «Тук-тук-тук», — и спросите малыша, кто так стучит. Если ребенок скажет, что молоток, покажите ему заранее приготовленную игрушку молотка. Если скажет, что дятел – покажите игрушку или изображение дятла.
Звуки «Д» и « Д’»
— Положите перед малышом на столе колокольчик и дудочку. Позвените в колокольчики и скажите, что колокольчик звенит: «Динь–динь». Затем подудите в дудочку и скажите, что дудочка дудит: «Ду-ду». Вы будете говорить: «Динь–динь», — или: «Ду-ду», — а ребенок будет играть на соответствующем музыкальном инструменте. Затем поменяйтесь ролями.
Звуки «К» и «К’»
— Положите перед ребенком две картинки с изображением курицы, петуха и кукушки. Спросите, кто говорит: «Ко-ко»? А кто говорит: «Ку-ка-ре-ку»? А кто: «Ку-ку»? Посоревнуйтесь, кто громче споет песенку петуха или кто кого «перекукует».
Звуки «Г» и «Г’»
— Спросите ребенка: «Как говорят гуси?» («га-га-га»), «А как говорят голуби?» («Гуу-гуу-гуу»). Предложите ребенку стать гусенком, а вы будете голубем. Если вы показываете изображение гуся, то ребенок говорит: «Га-га-га», — если изображение голубя, то вы говорите: «Гуу—гуу-гуу», — или: «Гру-гру-гру» . (У ребенка, конечно, получится только первый вариант – «гуу-гуу-гуу».) Потом можно поменяться ролями.
Звуки «Х» и «Х’»
— Спросите ребенка, как смеется мышка («хи-хи-хи»). А как клоун смеется? («хо-хо-хо»). А как мишка смеется? («ха-ха-ха»).
Звуки «Ф» и «Ф’»
— Покажите ребенку игрушечного ёжика и спросите: «Как ёжик фыркает?» («Ф-ф-ф»). Пусть малыш несколько раз озвучит ёжика.
Звуки «В» и «В’»
— Спросите ребенка, как воет ветер? Изобразите его звучание («В-в-в»).
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Игры и упражнения для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.