С 2016 года работаю над темой по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Актуальность проблем
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослым. В предметной деятельности через общение со взрослым создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослым (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего саморазвития.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, чёткость звуков, и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Цель самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет, самообразования.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Создать учебную программу.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
- нахождение заданных предметов,
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Сенсорные мешочки.
- Оформить уголок сенсорного развития, картотеку пальчиковых игр.
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет», выступление на педагогическом совете на тему: «Важная роль развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».
- Подготовить материал, мастер – класс для педагогов по теме: «Использование разных предметов в работе с детьми по развитию мелкой моторики».
Этапы проработки материала:
- Информационно-аналитический.
Изучение литературы по теме:
Используемая литература:
- «Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой.
- «Оригами для малышей»Н. А. Просова
- «Детский дизайн. Пластилинография»Г. Н. Давыдова
- «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Г. Н. Давыдова Москва Изд-во «Скрипторий 2003»2014г.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторикирук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
- Практический. Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с детьми:
— совместная работа с детьми;
— индивидуальная работа.
Методы и приёмы работы:
— пальчиковые гимнастики;
— изготовление дидактических игр, шнуровок;
— использование нестандартного счетного материала;
— использование нетрадиционных техник рисование;
— лепка из пластилина и соленого теста;
— игры с кубиками, конструкторами;
— рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
- Предоставление отчета о работе.
Форма отчетности:
— сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
— составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
— организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».
Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они хорошо могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Работа с детьми на учебный год
Октябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3.Обучение детей игре «Шнуровка».
4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5.Настольная игра «Мозаика».
7.Игра «Я катаю мой орех».
8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Ноябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5.Настольная игра «Найди фигуре место».
6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».
2.Учить детей одевать и раздевать кукол.
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
- Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).
Январь
1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Февраль
1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
- Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
Март
1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
6.Игра «Прищепки»
7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).
5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.
6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)
6.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)
Май
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию
8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
Работа с семьёй
Январь
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Апрель
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)
Создание лэтбука.
Март
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок