Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Для воспитателей подготовительных групп.

Форма проведения: практикум, дискуссия.

Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

План:

  1. Вступительное слово.
  2. Задание «определение степени  беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери»
  3. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.
  4. Выступление учителя начальной школы «готовность ребенка к школе»
  5. Анализ стереотипов родительского поведения.
  6. Игровое упражнение «закончить предложение о том, что значит в вашем понимании «хорошо учиться».
  7. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

  1. Подготовительный этап
  • Приглашение учителя начальных классов.
  • Оформление наглядности к заданию №2
  • Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе»
  • Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
  1. Этап проведения практикума.

Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу Вас поздравить с переходом в подготовительную к школе группу».

Пройдет совсем немного времени и ваших малышей, будут называть школьниками, а вас, взрослые — родителями школьников. У каждого появится своя сложная, но важная роль в школьном процессе. Готовы ли вы к этой роли? Знаете ли вы, что делать? Что значит подготовить ребенка к школе?

Тема родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребенка» выбрана не случайно. В чем видится каждому из Вас проблема дискуссии на данную тему?

(Высказывание родителей).

  1. Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьнымобучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать и обосновать (по желанию) свой выбор.

На столах лежат:

-черная полоска – сильное беспокойство;

— синяя полоска — умеренное беспокойство;

-красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.

Как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

(Высказывания родителей)

Обратите внимание  — на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе

 

  1. Физическое здоровье ребенка
  2. Развитый интеллект ребенка.
  3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
  4. Выносливость и работоспособность.
  5. Умение ребенка считать и писать.
  6. Аккуратность и дисциплинированность.
  7. Хорошая память и внимание.
  8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Говоря о готовности ребенка к школе, на первом месте «стоит мотивационная готовность». Проще говоря — это ответы на вопросы». Почему ребенок хочет идти в школу? » 3. Предложить родителям (видео интервью детей «Почему я хочу в школу») Большинство детей в школу идти хотят, даже очень. Поэтому родители считают, что мотивационная готовность у ребенка есть. Но это не всегда так. К 6 годам школа для детей в первую очередь символ взрослости, для ребенка стать взрослым — желанная цель! А школа приближает его к этой цели. «Я уже большой! Я иду в школу! » Ребенок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, ранец, ручки, карандаши, у него появится свое место для занятий. Кроме того, для него интересно все новое и необычное. Такое отношение естественно для ребенка и конечно необходимо. Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Ребенок, идя в школу в начале, не полностью осознает, что ему придется выполнять определенные правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например: поиграть игрушками и прямо сейчас, посмотреть телевизор) . Но все-таки к 6 годам желание учиться формируется у большинства детей. Уровень готовности к школе может снизиться. Почему? Из-за рассказов других детей о трудностях в школе, из-за разговоров родителей, может быть и такие разговоры, что в школе скучно, не интересно. Поэтому стремление стать школьником может потеряться. Значит ли, что у ребенка со сформированной мотивационной готовностью не будет трудностей при поступлении в школу? К сожалению это не всегда так. В чем же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивался интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникает на пустом месте. В начале появляется интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам школы и учительнице. Такой интерес длится не долго, а исчезает, когда ребенок привыкает к нему. Но должен сменить интерес к содержанию знаний и умений. И он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.

Давайте послушаем специалиста по этому вопросу и в конце зададим вопросы которые нас интересуют.

  1. Выступление учителя начальных классов.

Ответы на вопросы родителей.

  1. Продолжение практикума.

Воспитатель:  что же должен знать ребенок при поступлении в первый класс? (ответы родителей)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город, его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живёт.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних животных и их детёнышей.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, рекомендуется перед школойпосещать курсы для будущих первоклассников, где ребята знакомятся с учительницей. Им надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо и «пожалуйста».

До сих пор школа не требует специальных знаний – умения читать, писать. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит окружающий мир, животные, растения – должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.

Помните, ребенок, отлично подготовленный к школе не только хорошо учится, но и хорошо общается со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими успехамиПодготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное, системность, постоянство и терпение.

Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе, это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка.

  1. К школьнымневрозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. На экране написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. (слайд №8) Попробуем предугадать каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, и какие чувства и переживания могут возникнуть?

«Вот пойдешь в школу, там тебе….»«Ты, наверное, будешь двоечником!» (могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу).

«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка.Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).

«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (у ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).

Ведущий. Не надо заставлять ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых.

Нашу встречу хочется закончить мудрыми словами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».

Мудрые советы.

Подготовим ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общения

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили- дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  • Дорогу переходи внимательно, не торопись.
  1. Подведение итогов родительского собрания.

В заключении собрания используется прием – Рука взаимопомощи «Семья».

Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы взять с собой в будущее из полученных на родительском собрании знаний, умений и навыков.

Проект решения родительского собрания

  1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке тетей к школе.
  2. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п).
  3. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.
  4. Оформить в предметно-развивающей среде группы «Уголок будущего школьника».
  5. Играть с детьми в развивающие игры дома, направленные на подготовку к школе.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.