Для воспитателей подготовительных групп.
Форма проведения: практикум, дискуссия.
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
План:
- Вступительное слово.
- Задание «определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери»
- Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.
- Выступление учителя начальной школы «готовность ребенка к школе»
- Анализ стереотипов родительского поведения.
- Игровое упражнение «закончить предложение о том, что значит в вашем понимании «хорошо учиться».
- Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
- Подготовительный этап
- Приглашение учителя начальных классов.
- Оформление наглядности к заданию №2
- Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе»
- Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
- Этап проведения практикума.
Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу Вас поздравить с переходом в подготовительную к школе группу».
Пройдет совсем немного времени и ваших малышей, будут называть школьниками, а вас, взрослые — родителями школьников. У каждого появится своя сложная, но важная роль в школьном процессе. Готовы ли вы к этой роли? Знаете ли вы, что делать? Что значит подготовить ребенка к школе?
Тема родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребенка» выбрана не случайно. В чем видится каждому из Вас проблема дискуссии на данную тему?
(Высказывание родителей).
- Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьнымобучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать и обосновать (по желанию) свой выбор.
На столах лежат:
-черная полоска – сильное беспокойство;
— синяя полоска — умеренное беспокойство;
-красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.
Как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
(Высказывания родителей)
Обратите внимание — на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
- Физическое здоровье ребенка
- Развитый интеллект ребенка.
- Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение ребенка считать и писать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание.
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Говоря о готовности ребенка к школе, на первом месте «стоит мотивационная готовность». Проще говоря — это ответы на вопросы». Почему ребенок хочет идти в школу? » 3. Предложить родителям (видео интервью детей «Почему я хочу в школу») Большинство детей в школу идти хотят, даже очень. Поэтому родители считают, что мотивационная готовность у ребенка есть. Но это не всегда так. К 6 годам школа для детей в первую очередь символ взрослости, для ребенка стать взрослым — желанная цель! А школа приближает его к этой цели. «Я уже большой! Я иду в школу! » Ребенок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, ранец, ручки, карандаши, у него появится свое место для занятий. Кроме того, для него интересно все новое и необычное. Такое отношение естественно для ребенка и конечно необходимо. Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Ребенок, идя в школу в начале, не полностью осознает, что ему придется выполнять определенные правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например: поиграть игрушками и прямо сейчас, посмотреть телевизор) . Но все-таки к 6 годам желание учиться формируется у большинства детей. Уровень готовности к школе может снизиться. Почему? Из-за рассказов других детей о трудностях в школе, из-за разговоров родителей, может быть и такие разговоры, что в школе скучно, не интересно. Поэтому стремление стать школьником может потеряться. Значит ли, что у ребенка со сформированной мотивационной готовностью не будет трудностей при поступлении в школу? К сожалению это не всегда так. В чем же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивался интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникает на пустом месте. В начале появляется интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам школы и учительнице. Такой интерес длится не долго, а исчезает, когда ребенок привыкает к нему. Но должен сменить интерес к содержанию знаний и умений. И он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.
Давайте послушаем специалиста по этому вопросу и в конце зададим вопросы которые нас интересуют.
- Выступление учителя начальных классов.
Ответы на вопросы родителей.
- Продолжение практикума.
Воспитатель: что же должен знать ребенок при поступлении в первый класс? (ответы родителей)
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.
- Своё имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст (желательно дату рождения).
- Свой домашний адрес.
- Свой город, его главные достопримечательности.
- Страну, в которой живёт.
- Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
- Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
- Домашних животных и их детёнышей.
- Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, рекомендуется перед школойпосещать курсы для будущих первоклассников, где ребята знакомятся с учительницей. Им надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо и «пожалуйста».
До сих пор школа не требует специальных знаний – умения читать, писать. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит окружающий мир, животные, растения – должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Помните, ребенок, отлично подготовленный к школе не только хорошо учится, но и хорошо общается со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими успехами. Подготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное, системность, постоянство и терпение.
Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе, это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка.
- К школьнымневрозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. На экране написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. (слайд №8) Попробуем предугадать каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, и какие чувства и переживания могут возникнуть?
«Вот пойдешь в школу, там тебе….», «Ты, наверное, будешь двоечником!» (могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу).
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка.Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (у ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).
Ведущий. Не надо заставлять ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых.
Нашу встречу хочется закончить мудрыми словами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».
Мудрые советы.
Подготовим ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общения
- Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
- Попросили- дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без обиды.
- Не обижайся без дела.
- Сам ни к кому не приставай.
- Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
- Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
- Не ябедничай за спиной у товарищей.
- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
- Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
- Дорогу переходи внимательно, не торопись.
- Подведение итогов родительского собрания.
В заключении собрания используется прием – Рука взаимопомощи «Семья».
Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы взять с собой в будущее из полученных на родительском собрании знаний, умений и навыков.
Проект решения родительского собрания
- Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке тетей к школе.
- Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п).
- Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.
- Оформить в предметно-развивающей среде группы «Уголок будущего школьника».
- Играть с детьми в развивающие игры дома, направленные на подготовку к школе.