Проект «Будь здоров, малыш!»
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: познавательно – практический.
Участники проекта: дети 1 ясельной группы «Жемчужинка», воспитатели Новикова А.А., младший воспитатель, родители, медицинская сестра.
Проект «Будь здоров, малыш!»
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: познавательно – практический.
Участники проекта: дети 1 ясельной группы «Жемчужинка», воспитатели Новикова А.А., младший воспитатель, родители, медицинская сестра.
Возраст детей: 2-3 года.
Сроки реализации: 4.12-8.12
Цель проекта:
Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста в разных видах образовательной деятельности.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию здорового образа жизни детей.
- Воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения.
- Повышать умственную и физическую работоспособность.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы.
- Укрепить связи между детским садом и семьёй.
- Формировать у детей представления о правилах безопасности.
- Развивать представление о полезности, целесообразности физической активности.
- Формировать у детей представление о пользе витаминов, их значении для жизни, о взаимосвязи здоровья и питания.
- Проявление интереса у родителей к проблемам укрепления и сохранения здоровья;
Актуальность проекта:
Образовательная область «Здоровье» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Основные формы реализации проекта:
— Дидактические игры и упражнения.
— Художественное слово.
— Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
— Чтение художественной литературы.
— Праздники и развлечения, беседы.
— Физкультминутки, подвижные игры.
— Пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика.
— Закаливающие процедуры.
-Ароматерапия
— Работа с родителями.
Основные направления проекта:
Оснащение предметно-развивающей среды группы:
*Обновить методическое пособие.
*Пополнять и обновлять уголок «Здоровья» в группе.
*Подборка дидактических игр.
* Сборник пальчиковых и зрительных гимнастик.
Методическая копилка:
*Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.
*Разработать сценарий тематических развлечений и досугов.
*Подобрать и оформить методический материал по безопасности.
Оформить пособия для детей:
— алгоритм последовательности мытья рук;
— альбом «Использование потешек при умывании».
Этапы работы:
- Подготовительный этап.
- Практический этап.
Работа с родителями: консультации и беседы на темы
- «Здоровоепитание детей 2-3 лет»;
- «Значение зрительной гимнастики»;
- «Культурно-гигиеническое воспитание детей 2-3 лет»;
- «Грипп и его профилактика»;
- «Зарядка – это весело!»;
- «Игровой и точечный массаж».
Работа с детьми:
Совместная деятельность воспитательно — образовательные и коррекционные задачи
Дидактическая игра «Вымоем куклу»
Цель: формировать знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания,
последовательность действий, воспитывать опрятность.
Материалы: таз с водой, мыло, полотенце, расчёска, кукла.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Чтение художественной литературы:
потешка «Водичка-водичка»,
К.И.Чуковский «Мойдодыр»,
А.Л.Барто «Девочка чумазая»,
Я.Л.Аким «Мыло».
Экскурсия в прачечную детского сада
Цель: дать представление о том, что в прачечной стирают, гладят бельё,
воспитывать уважение к труду взрослых.
Развлечение «Чистота – залог здоровья!»
Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия, формирование культурно-гигиенических навыков
Пальчиковая гимнастика.
Цель: Развитие мелкой моторики рук
Зрительная гимнастика.
Цель: Снятие зрительного напряжения
Дыхательная гимнастика.
Цель: Развитие речевого дыхания
Хождение по массажным дорожка
Цель: профилактические мероприятия, закаливающие процедуры
Тематическая фотовыставка «Папа, мама, я — спортивная семья»
Спортивный праздник «Будь здоров, малыш!»
Схема реализации проекта
Дни недели
Тема |
Цель | Содержание и формы работы |
Понедельник
«Островок босоножия» |
Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний. Повышать устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению.
Предварительная работа: Индивидуальные беседы с родителями о закаливании детей. Конкурс фотографий «Папа, мама, я- здоровая семья». Оборудование, материалы: аудиозаписи классической музыки, дорожки для проведения закаливающих процедур ( с пуговицами, с верёвкой, с карандашами, с крышками, меховые змейки и т.д) |
Утренняя гимнастика с элементами босохождения, бег, ходьба (в облегчённой одежде).
Подвижные, динамические игры. Профилактическая гимнастика (дыхательная, коррегирующая, на предупреждение плоскостопия, осанки, зрения), ритмика. Обширное умывание, мытьё рук, игры с водой, прогулки. Закаливающая гимнастика после дневного сна с музыкальным сопровождением. |
Вторник
«Волшебные точки» |
Продолжать использовать в работе нетрадиционные формы оздоровления детей: приёмы массажа биологически активных точек; самомассажу тела, лица. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа: Консультация-практикум для родителей «Обучение приёмам массажа» Оборудование, материалы: аудиозаписи классической музыки, увлажнитель воздуха, арома масла. |
Хатха-йога (по Д.А.Уманской) с элементами точечного массажа.
Использование медитаций, релаксации. Массаж биологически активных зон (стоп, лица, рук, головы, живота, груди) с использованием художественного слова. Умывание, обширное умывание. Ароматизация помещений; пальчиковая гимнастика. |
Среда
«Ярмарка игр» |
Удовлетворять потребность детей в двигательной активности, обучать приёмам саморегуляции. Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Вымоем куклу» Цель: формировать знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, воспитывать опрятность. Материалы: таз с водой, мыло, полотенце, расчёска, кукла. |
игры-забавы, эстафеты, подвижные игры.
Игры которые лечат: «Мышка и Мишка», «Ветер» (болезни носа и горла), «Найди свой цвет» (для преодоления последствий инфекционных заболеваний). Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы «Комплименты», «Волшебные очки», «Добрые волшебники», игры-тренинги «Давай с тобой подружимся». |
Четверг
Посещение фито-бара «Целебный коктейль» |
Продолжать знакомить детей с лекарственными травами. Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье для укрепления иммунитета.
Предварительная работа: Изготовление родителями буклетов «Советы бывалых лекарей», анкетирование родителей «Ваше отношение к проведению профилактических мероприятий с использованием лечебных трав» Оборудование, материалы: фитонциды (лук, чеснок), коробочки от киндер-сюрпризов, шнурки. |
Утренняя гимнастика с элементами дыхательной (в облегчённой одежде);
Ароматизация помещений (лук, чеснок), фитопитание (коктейли, отвары); Использование аромоподушек (для облегчения процессов адаптации детей, укрепления иммунитета), аромомедальоны (чеснок) Игра с родителями и детьми «Знахарские посиделки» |
Пятница
«Крепыш» |
Создать атмосферу комфорта, помочь каждому ребёнку осознать значение физических упражнений в оздоровлении всего организма. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Предварительная работа: проведение в течение недели: «Островок босоножия», «Волшебные точки», «Ярмарка игр», посещение фитобара «Целебный коктейль» Оборудование: индивидуальные коврики, большие мячи, массажные коврики, стаканчики для полоскания горла на каждого ребёнка. |
- Заключительный этап.
- Анализ проведённой работы, соотнесение результатов с поставленными целями.
- Проведение итоговых занятий: «Чистота – залог здоровья».
- Презентация детского фотоальбома «Быть здоровыми хотим».
- Анкетирование родителей «Питание в семье».
Результаты:
* Способствовали формированию здорового образа жизни.
* Воспитали гигиенические привычки и навыки культурного поведения (- Дети научились пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, зубной щёткой, полотенцем, расчёской, горшком);
— С помощью взрослого приводят себя в порядок;
— Научились правильно держать ложку, аккуратно есть, мыть руки перед едой и по мере загрязнения;
— Научились по порядку одеваться и раздеваться (при небольшой помощи взрослого);
— Научились аккуратно складывать снятую одежду;
— Научились обуваться и разуваться, расстёгивать и застёгивать липучки на обуви и одежде;)
* Повысили умственную и физическую работоспособность.
* Обогатили предметно-развивающую среду группы.
* Укрепили связи между детским садом и семьёй.
* Сформировали представления о правилах безопасности.
* Развили представление о полезности, целесообразности физической активности.
* Сформировали представление о пользе витаминов, их значении для жизни, о взаимосвязи здоровья и питания.